Международные аналитики видят потенциал российского рынка. Bloomberg прогнозирует, что к 2030 году каждый четвертый проданный в мире автомобиль будет электрическим. Россия следует глобальному тренду, хоть и с отставанием. Сейчас доля электромобилей у нас составляет 1,1% от общих продаж, в Китае — уже 35%, в Европе — 23%.
Эксперты выделяют три сценария развития.
- Оптимистичный — рост парка до 500 тысяч машин к 2030 году при сохранении господдержки и развитии производства.
- Реалистичный — 200-250 тысяч единиц с учетом текущих темпов.
- Пессимистичный — стагнация на уровне 100 тысяч из-за отмены льгот и роста утильсбора.
Главный драйвер роста — китайские бренды. Zeekr занял 43% рынка, продав 7 623 автомобиля в 2024 году. Следом идут отечественные Москвич и Evolute с долями 10% и 7%. Специалисты DSS-Group отмечают растущий интерес к импорту электрокаров из Азии — запросов стало втрое больше за последний год.
Технологии развиваются быстрее инфраструктуры. В Европе уже тестируют Vehicle-to-Grid (V2G) — системы, где электромобиль работает как домашняя батарея, отдавая энергию обратно в сеть. В Китае продают электрокары с запасом хода 1000 км на одной зарядке. Эти технологии придут в Россию через 2-3 года.